Изменения в Правилах кредитования строительства и модернизации систем водоснабжения и водоотведения

Внесены изменения в Правила кредитования строительства, реконструкции и модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения

 

Аннотация к документу: Приказ Министра промышленности и строительства Республики Казахстан от 4 марта 2025 года № 77 «О внесении изменений в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 июля 2015 года № 495 «Об утверждении Правил кредитования строительства, реконструкции и модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения» (не введен в действие)

В частности, в правила внесены следующие изменения:

заголовок изложен в следующей редакции:

«Об утверждении Правил кредитования строительства, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения»;

преамбулу изложена в следующей редакции:

«В соответствии с подпунктом 8-4) статьи 37-1 Водного кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЮ:»;

пункт 1 изложен в следующей редакции:

«1. Утвердить Правила кредитования строительства, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения.»;

в Правилах кредитования строительства, реконструкции и модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения, утвержденных указанным приказом:

заголовок изложить в следующей редакции:

«Правила кредитования строительства, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения»;

пункт 1 изложен в следующей редакции:

«1. Настоящие Правила кредитования строительства, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 8-4) статьи 37-1 Водного кодекса Республики Казахстан и определяют порядок:

1) предоставления бюджетных кредитов на строительство, реконструкцию и модернизацию систем водоснабжения и водоотведения;

2) осуществления финансирования и мониторинга реализации инвестиционных проектов, направленных на строительство, реконструкцию и модернизацию систем водоснабжения и водоотведения за счет средств бюджетного кредита;

3) осуществления мониторинга финансового состояния конечных заемщиков.»;

пункт 2 изложен в следующей редакции:

«2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

1) Потенциальный конечный заемщик - субъект естественной монополии, осуществляющий свою деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, претендующий на получение бюджетного кредита от Заемщика;

2) Администраторы бюджетной программы:

уполномоченный орган в области коммунального хозяйства;

3) бюджетный кредит - деньги, предоставляемые кредиторами из соответствующих бюджетов на условиях срочности, платности, возвратности и обеспеченности;

4) Рабочая группа - консультативно-совещательный орган по выработке рекомендаций по предоставлению бюджетного кредита для проектов в сфере водоснабжения и водоотведения на основании заключения Поверенного (агента);

5) инвестиционный проект - проект, направленный на строительство, реконструкцию и модернизацию систем водоснабжения и водоотведения, финансируемый из республиканского бюджета путем бюджетного кредитования;

6) Заемщик - местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы;

7) Кредитор - Правительство Республики Казахстан, в лице центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета;

8) кредитный договор - договор, заключенный между Кредитором, Администратором бюджетной программы и Заемщиком;

9) Поверенный (агент) - физическое и (или) юридическое лицо, определенное на конкурсной основе и заключившее договор поручения с Администратором или уполномоченным им структурным подразделением;

10) система водоснабжения - комплекс инженерных сетей и сооружений, предназначенный для забора, хранения, подготовки, подачи и распределения воды к местам ее потребления;

11) система водоотведения - комплекс инженерных сетей и сооружений, предназначенный для сбора, транспортировки, очистки и отведения сточных вод;

12) социальная политика государства в отрасли жилищно-коммунального хозяйства - совокупность мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения и улучшение уровня и качества жизни;

13) Конечный заемщик - субъект естественной монополии, осуществляющий свою деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, получающий бюджетный кредит от Заемщика.»;

пункт 4 изложен в следующей редакции:

«4. Бюджетные кредиты на строительство, реконструкцию и модернизацию систем водоснабжения и водоотведения предоставляются на решение задач социальной политики государства в отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

Предоставление бюджетных кредитов осуществляется в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс), согласно следующим принципам:

1) возвратности, предусматривающим обязательность погашения бюджетного кредита в соответствии с кредитным договором;

2) обеспеченности, предусматривающим наличие обеспечения исполнения обязательств установленными статьей 183 Кодекса способами;

3) платности, предусматривающим оплату Заемщиком вознаграждения за предоставление бюджетного кредита;

4) срочности, предусматривающим установление срока предоставления бюджетного кредита.»;

пункт 20 изложен в следующей редакции:

«20. Конечный заемщик использует средства бюджетного кредита на строительство, реконструкцию и модернизацию систем водоснабжения и водоотведения.

В случае использования бюджетного кредита не по целевому назначению Конечный заемщик несет ответственность в соответствии со статьей 197 Кодекса условиями кредитного договора.»;

пункт 21 изложен в следующей редакции:

«21. Предоставление бюджетного кредита Конечному заемщику осуществляется в соответствии со следующими основными условиями кредитования Конечного заемщика:

1) отбор инвестиционных проектов осуществляется Рабочей группой на основании заключения, подготовленного Поверенным (агентом), а также в соответствии с критериями бюджетного кредитования;

2) определение Конечного заемщика осуществляется на основе предварительного решения Рабочей группы;

3) бюджетный кредит предоставляется на цели, предусмотренные в пункте 20 настоящих Правил;

4) обеспечение исполнения обязательств по бюджетному кредиту;

5) установление срока кредитования на 20 (двадцать) лет;

6) установление ставки вознаграждения в размере 0,01% годовых;

7) применение единой технической политики, в том числе, внедрение новых современных и инновационных технологий, ориентированных на энергоэффективность и энергосбережение, а также приборизация и применение технологии, продлевающие срок службы оборудования при строительстве, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения;

8) привлечение отечественных товаропроизводителей при строительстве, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения.

9) проведения мероприятий по энергоэффективности, ресурсосбережению и внедрению интеллектуальных систем для оптимизации и прозрачности бизнес-процессов в качестве улучшения качества предоставляемых услуг, инструментов цифровой экономики, улучшение корпоративного управления управляющих компаний, развития культуры и использования смарт устройств для конечных потребителей при строительстве, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения;

10) кредитный договор заключается в тенге;

11) соблюдение Конечным заемщиком условий кредитного договора, заключенного между Заемщиком и Конечным заемщиком;

12) согласование с Поверенным (агентом) документов инвестиционного проекта в порядке, предусмотренном подразделом 1 Параграфа 2 настоящих Правил;

13) обеспеченность приборами учета, в системах водоснабжения;

14) приоритетность реконструкции ветхих сетей;

15) применение автоматизации, приборизации и новых технологий;

16) кредитоспособности Конечного заемщика.»;

пункт 32 изложен в следующей редакции:

«32. В случае выбора обеспечения в виде залога при бюджетном кредитовании Конечного заемщика, в качестве предмета залога предоставляется следующее:

1) реконструированное и модернизированное недвижимое имущество Конечного заемщика, в случае направления средств бюджетного кредита на реконструкцию и модернизацию систем водоснабжения и водоотведения;

2) новый объект, в случае направления средств бюджетного кредита на строительство систем водоснабжения и водоотведения.»;

пункт 39 изложен в следующей редакции:

«39. До поступления заявок на бюджетный кредит:

1) Заемщик:

разъясняет требования, предъявляемые к Потенциальным конечным заемщикам, согласно настоящим Правилам;

размещает информацию о сроках и перечне документов, необходимых для предоставления заявки на бюджетный кредит в открытых источниках/официальном интернет-ресурсе Заемщика;

разъясняет порядок рассмотрения заявок;

дает разъяснения об ответственности и возможных рисках Конечного заемщика в случае невыполнения его обязательств по договору бюджетного кредитования;

обеспечивает конфиденциальность предоставленной информации;

консультирует Потенциального конечного заемщика по возникшим у него вопросам;

формирует предварительный перечень инвестиционных проектов;

2) Поверенный (агент):

проводит предварительный отбор инвестиционных проектов Потенциальных конечных заемщиков, представленных Заемщиком;

по предварительно отобранным проектам согласовывает техническую спецификацию (задание) на проектирование строительства, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения на предмет соответствия технической политике уполномоченного органа в области коммунального хозяйства.»;

пункт 42 изложен в следующей редакции:

«42. Поверенный (агент) рассматривает представленный предварительный перечень инвестиционных проектов на предстоящие 3 (три) года по следующим критериям в течение 10 (десяти) рабочих дней:

1) аварийность систем водоснабжения и водоотведения;

2) износ систем водоснабжения и водоотведения в процентном соотношении от общего количества;

3) социально-экономическую значимость, в том числе улучшение количества предоставляемой услуги по водоснабжению и водоотведению на количество потребителей, количество подключаемых объектов при строительстве новых систем по водоснабжению и водоотведению, количество создаваемых постоянных рабочих мест;

4) обеспеченность приборами учета, в системах водоснабжения с функцией дистанционной передачи показаний.

Поверенный (агент) после рассмотрения перечня инвестиционных проектов, в течение 3 (трех) рабочих дней направляет информацию Администратору бюджетной программы.»;

пункт 51 изложен в следующей редакции:

«51. Потенциальный конечный заемщик/Заемщик до получения заключения государственной экспертизы согласовывает с Поверенным (агентом) проектно-сметную документацию на предмет соответствия технологий, материалов и оборудования единой технической политике, автоматизации, цифровизации, приборов учета в системах водоснабжения и водоотведения с функцией дистанционной передачи показаний и современного оборудование для продления срока службы систем водоснабжения и водоотведения.

Все изменения и отклонения в проектно-сметной документации Конечный заемщик/Заемщик осуществляет по предварительному согласию с Поверенным (агентом).»;

пункт 52 изложен в следующей редакции:

«52. Для осуществления мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения Потенциальный конечный заемщик формирует заявку на бюджетный кредит и передает Заемщику пакет необходимых документов. Заявка на бюджетный кредит содержит следующие документы:

1) сопроводительное письмо на титульном бланке за подписью первого руководителя либо лица его замещающего с приложением документов на получение бюджетного кредита;

2) паспорт проекта по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;

3) заключение вневедомственной экспертизы и ресурсную смету;

4) схему водоснабжения и водоотведения и (или) обоснование инвестиций по водоснабжению и водоотведению;

5) финансовую отчетность Потенциального конечного заемщика за подписью первого руководителя и главного бухгалтера за последние три года, а также пояснительные записки финансовой отчетности.

В случае, когда Потенциальный конечный заемщик подлежит обязательному аудиту в соответствии с Законом Республики Казахстан пункту 2 статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон аудиторской деятельности), представляется аудированная финансовая отчетность. Финансовая отчетность представляется в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 15 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», в том числе с приложением информации о финансовых участиях в других организациях, с приложением детальной расшифровки статей баланса, занимающих 10 % и более в валюте баланса;

6) копия совместного приказа об утверждении инвестиционной программы субъекта естественной монополии;

7) финансовая модель с прогнозом финансовых показателей Потенциального конечного заемщика, составленная по формам Правил разработки или корректировки, проведения необходимых экспертиз инвестиционного предложения государственного инвестиционного проекта, а также планирования, рассмотрения, отбора, мониторинга и оценки реализации бюджетных инвестиций, утвержденные приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 5 декабря 2014 года № 129 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 9938), включая «Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях и убытках», «Отчет о движении денежных средств (прямой либо косвенный метод)».

8) обоснование, подтвержденное расчетами экономической и социальной эффективности, энергоэффективности и ресурсосбережения при использовании бюджетного кредита;

9) сведения о наличии (отсутствии) задолженности, учет по которым ведется в органах государственных доходов, получателя субсидии на момент подачи заявки;

10) информацию о поступлении платежей потребителей за услуги по водоснабжению и водоотведению;

11) информацию о привлечении отечественных товаропроизводителей при строительстве, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения;

12) согласование с Поверенным (агентом) проекта инвестиционной программы в части единой технической политики до ее утверждения;

13) информацию о применении новых технологий для продления срока службы систем водоснабжения и водоотведения;

14) информацию о наличии приборов учета в системах водоснабжения и водоотведения с функцией дистанционной передачи показаний.»;

пункт 57 изложен в следующей редакции:

«57. На основе полученных документов и информации из иных подтвержденных источников (официальная статистика, интернет-сайты государственных органов, утвержденные планы развития регионов), Поверенный (агент) составляет Заключение о возможности выдачи бюджетного кредита за подписью первого руководителя или лица, его замещающего, заверенной печатью.

Заключение о возможности выдачи бюджетного кредита содержит:

1) оценку экономической эффективности и социальной значимости проекта, на реализацию которого представлена заявка на получение бюджетного кредита, по утвержденным критериям (снижение количества аварий на 100 км и износа сетей, сокращение водопотерь, коммерческих потерь, связанных с несовершенством учета, улучшение качества коммунальных услуг, количество кв. метров, жилья и социальных объектов);

2) информацию о согласовании с Поверенным (агентом) предпроектной документации (технико-экономической обоснованию) и/или проектно-сметной документации с заключением вневедомственной экспертизы (при необходимости), технического задания на проектирование строительства, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения (согласовано/не согласовано);

3) информацию о привлечении отечественных товаропроизводителей при строительстве, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения;

4) информацию о проведении мероприятий:

по энергоэффективности конечных потребителей при строительстве, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения;

по ресурсосбережению конечных потребителей при строительстве, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения;

5) оценку заявки на получение бюджетного кредита по критериям окупаемости (возвратности) обеспеченности, платности и срочности, которые включают:

результаты соответствия заявки целевому назначению использования бюджетных средств (соответствует/не соответствует);

результаты соответствия срока кредитования действующим условия выдачи бюджетных кредитов (соответствует/не соответствует);

результаты соответствия суммы кредита и предлагаемого обеспечения по нему. Сумма бюджетного кредита определяется с учетом стоимости залога и не должна превышать стоимость залога;

результаты проверки окупаемости (возвратности) и платности бюджетного кредита по итогам финансово-хозяйственной деятельности Потенциального конечного заемщика с учетом представленной финансовой отчетности и прогнозных финансовых моделей;

6) информацию о поступлении платежей потребителей за услуги по водоснабжению и водоотведению;

7) согласование проекта инвестиционной программы до ее утверждения.»;

пункт 63 изложен в следующей редакции:

«63. Рабочей группой является консультативно-совещательный орган по выработке рекомендаций по предоставлению бюджетного кредита для проектов в сфере водоснабжения и водоотведения на основании заключения Поверенного (агента).

Функциями Рабочей группы являются выработка рекомендаций по:

1) обеспечению своевременного и качественного отбора инвестиционных проектов;

2) объективной и всесторонней оценки представленных документов на получение бюджетного кредита;

3) принятию предварительного решения по итогам рассмотрения инвестиционных проектов.»;

пункт 81 изложен в следующей редакции:

«81. В договоре поручения определяются полномочия Поверенного (агента), осуществляемые от имени и за счет Администратора бюджетной программы в соответствии с условиями предоставления бюджетного кредита.

Оплата услуг Поверенному (агенту) осуществляется в соответствии со статьей 179 Кодекса и Расчетом стоимости услуг Поверенного (агента) при кредитовании строительства, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения согласно приложению 2-1 к настоящим Правилам.»;

пункт 83 изложен в следующей редакции:

«83. Информация о ходе строительства, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения, формируется организацией, осуществляющей технический надзор, ежемесячно и предоставляется в виде отчета о ходе реализации инвестиционного проекта Поверенному (агенту).»;

пункт 90 изложен в следующей редакции:

«90. В случае, если в ходе проведения мониторинга реализации инвестиционных проектов Поверенным (агентом) будут выявлены факты нарушений/отклонений, допущенные при реализации инвестиционных проектов, то наряду со сводным отчетом, Поверенный (агент) составляет и направляет Администратору бюджетной программы уведомление о выявленных фактах нарушений/отклонений, либо препятствования Конечным заемщиком в доступе к объекту строительства, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения. Уведомление о выявленных фактах нарушений/отклонений помимо информации о самих фактах нарушений/отклонений содержат предлагаемые Поверенным (агентом) рекомендации и меры по устранению и решению проблем.»;

пункт 93-1 изложен в следующей редакции:

«93-1 При плановом и внеплановом выезде на объекты строительства, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения Конечный заемщик/Технический надзор/Подрядная организация/Заказчик предоставляет Поверенному (агенту) запрашиваемую им документацию.»;

пункт 101 изложен в следующей редакции:

«101. Мониторинг финансирования инвестиционных проектов регулирует проведение следующих мероприятий:

1) мониторинг соблюдения графиков поступления средств бюджетного кредита от Кредитора Заемщику и от Заемщика Конечному заемщику;

2) контроль и мониторинг Администратора бюджетных программ за полным освоением конечными заемщиками перечисленных сумм кредита. В свою очередь заемщики предоставляют Администратору бюджетных программ и Кредитору подтверждающие документы о полном освоении конечными заемщиками перечисленных сумм кредита;

3) мониторинг соблюдения Конечными заемщиками графиков погашения и обслуживания бюджетного кредита.»;

пункт 111 изложен в следующей редакции:

«111. Дополнительно к оперативной годовой финансовой отчетности за отчетный год предоставляется информация о поступлении платежей потребителей за услуги по водоснабжению и водоотведению.»;

Приложения 1, 2, 2-1, 3 и 4 изложены в новой редакции согласно приложениям 1, 2, 3, 4 и 5 к настоящему приказу.

Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.